Изучив материал учебника нарисуйте схему развитие аскариды

Содержание

Цикл и схема развития человеческой аскариды, инкубационный период и сколько живут

Изучив материал учебника нарисуйте схему развитие аскариды

Развитие в человеческом организме аскариды считается продолжительным процессом, который состоит из нескольких этапов.

Более 85 % населения планеты являются носителями различных разновидностей гельминтов, для которых человек выступает в качестве постоянного или временного хозяина.

Особенности цикла развития аскариды отличаются от остальных видов глистов, так как этот паразит может находиться в человеке несколько лет.

Что собой представляет жизненный цикл аскариды

Рекомендуется заранее ознакомиться с жизненным циклом аскариды и его особенностями. Большинство этапов развития паразита проходит внутри людей или животных. Однако на начальной стадии существования гельминт развивается в грунте.

Жизненный цикл такого гельминта можно представить схематически, причем эта схема очень простая:

  • яйцо;
  • миграционная стадия;
  • кишечный этап развития.

Известно, что часть своей жизни паразиту приходится находиться во внешней среде. Аскариды находятся в грунте на стадии яйца, когда в них начинают развиваться маленькие личинки.

Жизненный цикл червя будет продолжен только в том случае, если его яйца смогут попасть в наиболее подходящие условия для дальнейшего развития.

Поэтому в почве гельминты живут всего 10-20 дней, после чего они стараются проникнуть в организм человека.

Однако даже если яйца не смогут попасть в нового хозяина, они смогут жить в грунте 2-3 года.

Существует множество различных путей заражения аскаридами. Чаще всего они проникают в организм вместе с нефильтрованной жидкостью, не вымытыми или испорченными продуктами. После попадания яиц паразитов в кишечник хозяина из них постепенно начинают выходить личинки.

Для нормального развития им нужен кислород, поэтому они пытаются попасть в кровяное русло, чтобы по нему добраться до органов дыхания. В легких молодые особи намного быстрее развиваются, и вскоре становятся взрослыми личинками.

Однако в дыхательных органах стать взрослой аскаридой паразит не может. Поэтому, чтобы закончить жизненный цикл, червю необходимо снова проникнуть в кишечник. Для этого гельминту надо попасть в ротовую полость, чтобы человек смог повторно его проглотить.

После проникновения в кишечник самки откладывают яйца, которые выводятся из организма вместе с калом.

Особенности развития аскариды

Цикл развития такого гельминта считается постепенным процессом, который выполняется в два последовательных этапа. При этом продолжительность каждого из них может составлять 3-4 месяца.

К основным этапам развития аскариды относят:

Прежде чем начнется миграционная стадия развития червя, его яйца должны попасть в грунт. Именно в почве имеются оптимальные условия для развития личинок в яйцах.

Поскольку яйца паразитов покрыты плотной оболочкой, они без проблем переносят внешние воздействия и механические повреждения. Однако они плохо справляются с температурными перепадами.

Поэтому многие советуют, для очистки грунта от гельминтов, поливать его перекипяченной водой.

Чтобы развитие червя продолжалось, ему придется проникнуть в пищеварительную систему человека.

Для заражения гельминты используют уже оплодотворенные яйца, на поверхности которых присутствует защитная оболочка.

Они проходят несколько этапов эмбриогенеза, в результате которого сначала развивается небольшой головастик, а потом появляется зрелая личинка. Она может существовать и развиваться без посторонней помощи.

Этапы развития аскариды

Схема жизненного цикла развития аскариды состоит из нескольких этапов. Рекомендуется заранее ознакомиться с ними, чтобы лучше знать особенности развития гельминта.

Миграционная стадия развития

Миграционный этап отличается от остальных стадий своей продолжительностью, так как именно в период миграции происходит основное развитие червя. Сначала паразит проникает в тонкую кишку хозяина.

Для этого он постепенно передвигается по органам ЖКТ. На начальных стадиях развития аскариды будут находиться в кишечнике. Паразит полностью защищен от механических воздействий извне и от желудочного сока.

Поэтому, развиваясь в организме человека, яйца и личинки находятся в полной безопасности.

Миграция личинок по различным органам

Когда из яиц появляются личинки, они начинают проникать в различные органы организма. Сначала вредитель размером 0,3 миллиметра проникает в кишечные стенки.

При помощи крючочков, расположенных на головке, они попадают в слизистую оболочку и проникают в капилляры. Это помогает молодым особям оказаться в кровеносной системе, с помощью которой они попадают в печенку.

Находясь в этом органе, личинки питаются эритроцитами и постепенно развиваются.

Потом паразиты, по венам, проникают в желудочки сердца. Из-за постоянной циркуляции крови личинки не могут долго задерживаться в сердце, и их выталкивает в легкие, в которых аскариды находятся полторы недели. За это время личинка завершает второй этап линьки.

Повторное проглатывание личинок при кашле

Из дыхательных органов созревшая личинка пытается проникнуть в гортань. Для этого паразит начинает раздражать слизистые оболочки дыхательных путей, из-за чего в них появляется воспаление. В результате человек начинает кашлять, и аскарида попадает в гортань. Затем, вместе с мокротой, червь повторно проглатывается и попадает в пищеварительную систему.

Кишечная стадия

У проникшей в кишечник во второй раз личинки снова начинается инкубационный период, который не закончится до полного созревания аскариды. Во время кишечной стадии паразит активно передвигается по тонкой кишке в поисках пищевых масс.

За 2-3 дня активного питания длина червя может увеличиться до 30 сантиметров у самок и 40-45 сантиметров у самцов. Когда развитие аскариды закончится, у них начинается стадия размножения. Взрослые особи живут в кишечнике около 2-3 лет, после чего погибают и выходят из кишечника вместе с калом.

Развитие в почве

Многие считают, что окружающая среда оказывает на аскариды губительное воздействие. Однако эти паразиты не только способны выживать в таких условиях, но и полноценно развиваться. Процесс развития гельминтов в земле начинается в конце весны или начале осени. Зимой, из-за воздействия низких температур, развитие приостанавливается до середины марта.

Молодые яйца глистов начинают развиваться в начале марта. Однако, из-за климатических особенностей, сроки могут перенестись на 10-15 дней.

В течение двух месяцев в яйцах начинают формироваться личинки. Длительность перехода гельминтов к стадии личинок также зависит от особенностей климата и грунта. Быстрее всего паразиты развиваются при теплой и солнечной погоде в почвах, которые хорошо насыщенны кислородом и влагой.

Однозначно определить, сколько яйца гельминтов могут жить в грунте, довольно сложно. Однако большинство ученых утверждают, что в оптимальных условиях они живут в земле около двух лет.

В засушливых регионах с высокой температурой срок жизнедеятельности паразитов сокращается вдвое. Находясь в грунте, яйца гельминтов могут попасть на плоды овощей.

Поэтому многие советуют, перед посадкой растений, опрыскивать участок горячей водой, чтобы очистить почву от гельминтов.

Пути заражения

Рекомендуется заранее ознакомиться с распространенными методами заражения человеческой аскаридой. Выделяют три основных пути заражения паразитом.

Водный

Исследования ученых неоднократно доказывали, что гельминт способен долго хранится в жидкости. Благодаря этому водный способ заражения считается одним из самых распространенных. Часто личинки и яйца аскариды присутствуют в речках, прудах и озерах. Поэтому врачи не советуют пить не очищенную жидкость из водоемов, так как это увеличивает вероятность заражения.

При употреблении воды с гельминтами паразит сразу проникает в кишечник, размножается и поражает остальные органы.

Бытовой

Также глисты часто проникают в человеческий организм бытовым путем. Заражению детей и взрослых способствует использование грязной посуды, на поверхности которой могут находиться личинки.

Дети часто заражаются аскаридами из-за несоблюдения гигиены или постоянного контакта с ребятами, которые редко моют руки. Известно, что переносчиками паразитов могут быть даже мухи.

Залетая в дом, они распространяют в помещении яйца гельминтов, которые впоследствии попадают в кишечник человека.

Пищевой

Заразиться аскаридами можно при регулярном употреблении сырых мясных продуктов или грязных фруктов с овощами. Поэтому врачи не советуют есть продукты непосредственно с огорода, так как они могут быть зараженными. Перед употреблением их обязательно промывают водой.

Чем чревато нахождение аскарид в теле человека

После проникновения паразита в кишечник длительность инкубационного периода составляет полтора месяца.

На начальных стадиях развития глистов у зараженного человека появляются следующие признаки, которые свидетельствуют о наличии аскариды:

  • рвота с тошнотой;
  • резкое уменьшение веса;
  • общая слабость;
  • головокружения;
  • покалывания в области кишечника;
  • ухудшение аппетита;
  • апатия.

Особенности проявления симптомов зависят от количества гельминтов и степени поражения органов. Например, если большое количество глистов находится в печенке, у пациентов появляются кровяные сгустки в кале и развивается желтуха.

У некоторых больных, из-за человеческой аскариды, появляется непроходимость, что приводит к запорам и болям в животе.

Опасней всего, если паразиты обосновались в дыхательных органах, так как в этом случае распознать их непросто. Проявляющаяся симптоматика напоминает простудные заболевания, поэтому люди даже не предполагают, что у них есть гельминты. Если своевременно не очистить органы дыхания от глистов, могут появиться осложнения в виде отека легких.

Размножение аскарид

Аскариды, как и другие виды круглых червей, являются раздельнополыми. У самцов есть специальные половые трубки, которые отвечают за вывод семени.

Самки отличаются более сложной половой системой, которая состоит из яйцеизвергателя, матки, влагалища, семяприемника и яичников.

Во время спаривания мужские и женские особи используют специальные отростки, выполняющие функции половых органов. После спаривания семя попадает в семяприемник, в котором оплодотворяются яйца.

Созревания яиц аскариды

На созревание яиц гельминтов влияют несколько факторов, с которыми надо заранее ознакомиться.

Температура

Скорость созревания яиц напрямую зависит от температуры окружающей среды. Оптимальными считаются показатели около 20-25 градусов. В таких условиях черви способны вырасти в течение 10-15 дней. Однако они развиваются и при температурах 5-10 градусов. При таких показателях длительность их созревания увеличивается до 30 дней.

Влажность почвы

Также на продолжительность развития аскариды влияет уровень влажности грунта. В летний период созреванию яиц способствует хорошо увлажненная земля, так как пониженная влажность может привести к их гибели. Весной, когда температура воздуха ниже 30 градусов, яйца хорошо развиваются и при средней влажности.

Доступ кислорода

Количество кислорода в земле также может сказаться на процессе созревания. В грунтах, которые насыщены кислородом, развитие аскариды замедляется. Их яйца лучше развиваются в плотной почве со слабой проходимостью воздуха.

Заключение

Аскариды относятся к группе гельминтов, которые проникают в человеческий организм и отравляют его. Рекомендуется заранее ознакомиться с описанием этого паразита и основными путями заражения, чтобы предотвратить проникновение яиц в кишечник.

Источник: https://ParazityCheloveka.ru/askaridy/razvitie.html

Изучив материал учебника нарисуйте схему развитие аскариды – Врач Богданов

Изучив материал учебника нарисуйте схему развитие аскариды

Вид Ascaris lumbricoides является одним из наиболее распространённых среди паразитических круглых червей, им заражено огромное количество людей по всему земному шару.

Аскаридоз — заболевание, вызываемое этим паразитом, оно чаще встречается в регионах с тёплым и влажным климатом.

Население в странах с тропическим и субтропическим климатом и низкими санитарно-гигиеническими условиями наиболее подвержено заражению этим паразитом.

Среда обитания

Взрослые человеческие аскариды являются эндопаразитами, обычно локализующимися в тонком кишечнике. Дети более подвержены заражению аскаридами.

Поражение аскаридами детей приводит к ухудшению физического и умственного развития, а в запущенных случаях — к смерти по причине кишечной непроходимости и истощения.

В тяжёлых случаях в одном индивидууме может находиться до нескольких тысяч особей взрослых особей.

Морфологические характеристики

Взрослая аскарида человеческая имеет удлинённую цилиндрическую форму, а концы имеют вид конуса. Окраска тела варьирует от розоватого до бело-жёлтого цвета. У этого раздельнополого вида выражен половой диморфизм. Взрослая особь имеет максимальную длину 50 см, а наибольший диаметр — 6 миллиметров. Самки крупнее самцов.

Жизненный цикл

Каков жизненный цикл аскариды человеческой?

Жизненный цикл человеческой аскариды характеризуется тем, что окончательным хозяином является только человек, а промежуточных хозяев нет.

Взрослая человеческая аскарида обитает в тонком кишечнике. Копуляция самца и самки также происходит в тонком кишечнике, где во время спаривания самец прикрепляется к самке при помощи специальных выростов. После оплодотворения яиц в теле самки, они наполняются питательными веществами и покрываются несколькими слоями оболочек в целях обеспечения защиты.

Откладка яиц

Жизненный цикл человеческой аскариды характеризуется способностью к образованию большого количества яиц. За сутки самка может продуцировать до 200 тысяч яиц, а за всю жизнь — до 27 миллионов. Однако не у всех яиц есть способность к оплодотворению. Самка продуцирует три вида яиц: оплодотворённые, неоплодотворённые и лишённые оболочки.

Выброс яиц

Оплодотворённые и покрытые оболочками яйца выбрасываются самкой в кишечник человека. Они уже оплодотворены, но развитие зародыша у них ещё не началось. Из них выходит из организма человека с каловыми массами.

Резистентность яиц

Для яиц аскарид свойственна способность выживать несколько лет во влажной почве даже при неблагоприятных условиях.

Они устойчивы к перепадам температур, хлору, низкой кислотности, ультрафиолетовому излучению и даже ко многим микроорганизмам.

Они длительное время сохраняют жизнеспособность в формальдегиде, алкоголе и солевых растворах. Однако длительные высушивание и нагревание их убивает.

Развитие яиц

При попадании оплодотворённых яиц в почву, они не развиваются некоторое время. Их развитие начинается в почве и требует определённых условий для оптимального протекания:

  • температура в диапазоне 15–37 °C
  • аэробные условия, доступ кислорода
  • достаточная влажность почвы

При подходящих условиях окружающей среды в яйцах проходят процессы эмбрионального развития, во время которых они превращаются в личинок первой стадии. Процесс развития до личинки первой стадии занимает 10–14 дней.

Личиночные стадии в почве

Различают две стадии личинок. Личинки первой стадии не являются заразными. Личинки первой стадии развиваются в личинок второй стадии в течение 7 дней. Обе стадии личинок замкнуты внутри яиц и не выходят наружу. Чтобы личинка второй стадии смогла развиваться дальше, ей необходимо попасть в человеческий организм.

Способ заражения нового хозяина

Цикл развития аскариды таков, что инфицирование человека не требует наличия промежуточного хозяина. Основной способ заражения нового индивидуума — фекально-оральный. Таким образом, чтобы содержимое яиц стало заразным для человека необходимо, чтобы они пробыли в окружающей среде 2–4 недели перед этим.

Развитие в организме человека

При нарушении санитарно-гигиенических норм после поглощения человеком яиц, они попадают в тонкий кишечник. Щелочная среда кишечника размягчает их, и они лопаются, высвобождая личинок. Цикла развития человеческой аскариды устроен так, что личинки не задерживаются в пищеварительном тракте, а проходят сложную миграцию по внутренним органам, прежде чем снова вернутся в кишечник.

Личинка проникает сквозь эпителий тонкого кишечника в капилляры. Затем через кровеносную систему она проникает в воротную систему печени. Далее личинка попадает в саму печень и развивается в ней 3–4 дня.

Затем по нижней полой вене личинка попадает в правый желудочек и предсердие, а оттуда — через лёгочную артерию в лёгкие. Далее личинка аскариды развивается в лёгких, и её размеры увеличиваются почти в 10 раз, составляя в итоге 2–3 мм.

Там происходят две линьки личинки с интервалом 5 дней, последовательно проходят 3 и 4 стадия личинки.

Четвёртая стадия личинки из альвеол по трахеям поднимается в гортань. При откашливании происходит повторное проглатывание личинок, и они снова попадают в тонкий пищевод, уже во второй раз. Здесь наступает пятая стадия личинки, переходящая во взрослую стадию.

В кишечнике после наступления взрослой стадии половое созревание наступает через 6–10 недель. Происходит копуляция особей противоположного пола, и самка начинает откладку яиц через два–три месяца после поглощения человеком яиц с личинками второй стадии. Это замыкает жизненный цикл аскариды.

Как мы видим, схема жизненного цикла этого паразита относительно проста.

Масштаб проблемы

Аскаридами заражено около 1,4 миллиарда людей из 150 стран. Аскарида человеческая редко приводит к смерти, но по причине широкого распространения ежегодно из-за него могут умирать до 100 тысяч человек из-за сопутствующих осложнений.

  • Формы аскаридоза и их описание;
  • Об очагах и районах заболевания и его лечении.

Характерной особенностью возбудителей аскаридоза у людей (Ascaris lumbricoides) является то, что они не имеют промежуточных хозяев. Единственным местом локализации гельминтов является внутренняя среда организма человека.

Женская особь аскариды за сутки способна откладывать более 250 000 яиц. Они имеют овальную форму, и сверху покрыты прочной защитной оболочкой.

Выведение аскариды в любой стадии развития из организма человека происходит вместе с испражнениями.

Личинки гельминтов обладают мощной защитой от механического и химического повреждения, вызванного факторами внешней среды. Перед попаданием в человеческий организм взрослые особи проходит период неполного развития в почве или воде.

Наиболее благоприятная температура для полноценного развития личинок в почве составляет 25 градусов.

При наличии оптимальных условий для выживания, созревшие личинки аскарид могут находиться в земли на протяжении 15 лет, в ожидании своего хозяина.

Стадии жизненного цикла

Взрослые черви обитают в просвете тонкой кишки. Длительность их жизни составляет от 10 месяцев до двух лет, после чего они, а точнее их остатки, выходят с калом.

Яйца любой аскариды (не только человеческой) выходят из организма окончательного хозяина вместе с калом.

Если во время течения инфекции в организме живет лишь самка, то яйца у нее бесплодные, а если только самцы – то яйца не выходят вовсе.

Источник: //venyvarikoz.ru/narisujte-shemu-razvitie-askaridy/

Цикл развития аскариды у человека и пути передачи

Человеческая аскарида представляет собой червя-паразита, обитающего в тонком кишечнике у людей любого возраста. Это одна из самых распространенных форм гельминтоза на нашей планете. Чаще всего встречается данное заболевание в странах с тропическим климатом, потому что он наиболее подходит для данного паразита.

Цикл развития аскариды человеческой является довольно сложным процессом, включающим в себя несколько стадий, каждая из которых имеет свою симптоматику и определенные последствия для организма.

Как заражаются аскаридами? Каковы пути передачи яиц аскарид человеку? Как выглядят аскариды у человека? Эти и многие другие подобные вопросы относительно данного паразита задают себе люди, заботящиеся о своем здоровье, и знать правильные ответы на них очень важно.

Что такое аскаридоз?

Аскаридоз – паразитарное заболевание, вызывающееся аскаридами. В данном случае человек является и источником, и конечным хозяином паразита. Личинка аскариды развивается большую часть жизни именно в человеческом организме, лишь немного времени проводя в окружающем мире.

Развивающиеся страны чаще страдают от этого заболевания нежели развитые. Вызывается это менее качественными санитарными условиями, медицинской помощью, доступом к чистой воде и пище. В тропическом климате паразит более распространен, в умеренном наблюдается четкая сезонность заболевания – больше всего случаев обращения с аскаридозом в них фиксируется в теплое время года.

Важно! Чаще данная болезнь встречается у детей 3-7 лет, что в целом обосновано несоблюдением ими общих гигиенических норм.

Наибольшая часть симптоматики аскаридоза напрямую связана с различными фазами миграции паразита в организме человека. Те или иные проявления аскаридоза зависят от места попадания гельминта и развития болезни. Обычно они затрагивают желудочно-кишечный тракт, где локализуются уже взрослые особи, и дыхательную систему, где проходит личиночная стадия паразита.

Самих по себе аскарид достаточно редко можно назвать серьезной угрозой для жизни человека. В большинстве случаев данные паразиты лишь вызывают ряд незначительных и малозаметных нарушений в функционировании организма, однако у детей и взрослых людей с ослабленным иммунитетом это заболевание способно вызывать развитие серьезных осложнений.

Чем опасны аскариды?

Обычно аскаридоз особой опасности для здоровья человека не представляет. Немалое количество людей живет с этими паразитами даже о их наличии не подозревая. Но иногда имеют место некоторые осложнения, возникающие на фоне данного заболевания.

По результатам статистических исследований, наибольшую опасность аскариды представляют для маленьких детей, беременных женщин и людей с хроническими заболеваниями – в любом ослабленном организме аскаридоз развивается быстрее и массивнее, что ведет к серьезным повреждениям.

На сегодняшний день самыми распространенными осложнениями аскаридоза считаются:

  • Непроходимость кишечника. Происходит при спутывании в клубок аскарид в пищеварительной системе – образуется механическое закрытие просвета кишечника. Также возможна непроходимость в случае поражения нервов и мышц кишечных стенок в связи с раздражением из-за продуктов жизнедеятельности гельминтов.
  • Механическая желтуха. При миграции паразитов через двенадцатиперстную кишку в желчные протоки может возникать нарушение оттока желчи. Из-за этого в крови поднимается уровень билирубина с параллельным появлением проблем с усвоением жиров, сонливости, головными болями.
  • Острый панкреатит. Провоцируется при перемещении паразита в протоки поджелудочной железы.
  • Аппендицит. Точно не установлена связь между попаданием аскарид в аппендикс и развитием данного заболевания, но статистически выявлено, что аппендицит у людей с аскаридозом наблюдается значительно чаще.
  • Перитонит. Обычно возникает при отсутствии лечения аппендицита, разрыве стенки кишечника, некрозе поджелудочной железы. Чаще перитонит представляет собой финальный этап большинства осложнений, относящихся к брюшной полости. Риск летального исхода при этом крайне возрастает.
  • Гнойный холангит. Так как взрослые особи аскарид способны достигать верха желудочно-кишечного тракта и оказываться в желчевыводящих путях, желтухой в этом случае дело может не обойтись. Повреждение слизистой иногда приводит к серьезным осложнениям наподобие гнойного холангита.
  • Абсцесс печени. Тоже представляет собой результат повреждений паразитами слизистой оболочки и проникновения туда различных микробов.
  • Пневмония. Нахождение личинок аскарид в дыхательной системе может вызывать бактериальную пневмонию, причину которой не всегда удается найти, ведь личинки находятся в легких всего 7-10 дней.
  • Асфиксия. Достаточно редкое осложнение при аскаридозе, вызываемое раздражением личинками слизистой и их миграции в ротовую полость.
  • Атипичная локализация аскарид. Также редко встречающееся осложнение, которое характеризуется попаданием личинок паразита в другие органы. Но там аскариды чаще всего долго не выживают, причиняя минимум повреждений организму человека.

Риск перечисленных выше осложнений увеличивается при повторном заражении аскаридами, потому что им приходится проходить всю схему развития в организме вновь. Повышенная двигательная активность повзрослевших особей довольно часто также является причиной многих осложнений. Спровоцировать ее может прием некоторых лекарственных препаратов, лихорадка, сопутствующие кишечные инфекции.

Источник: https://vrachbogdanov.ru/izuchiv-material-uchebnika-narisujte-s.html

Технологическая карта открытого урока на тему: Особенности круглых червей. Жизненный цикл человеческой аскариды

Изучив материал учебника нарисуйте схему развитие аскариды

Технологическая карта открытого урока биологии

обучающие: рассмотреть особенности организации круглых червей, многообразие их видов; выявить черты высокой организации круглых червей по сравнению с плоскими.

развивающие: продолжить формирование умения обосновывать строение паразитов и их жизнедеятельность, связанные с паразитизмом.

воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Основное содержание темы

Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды. Меры профилактики аскаридоза.

Термины и понятия

Нематоды, кутикула, половой диморфизм.

Образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Проявление ответственного отношения к обучению, формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

Познавательные УУД: работать с информацией; осваивать приемы исследовательской деятельности; участвовать в групповой работе; организовывать свою учебную деятельность; формулировать ответы на вопросы учителя; подводить итоги работы, обобщать выводы.

Регулятивные УУД: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; планировать свою деятельность под руководством учителя; оценивать собственный опыт, свою работу, а также работу одноклассников.

Коммуникативные УУД: владеть коммуникативными навыками, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их

Знать общую характеристику типа; уметь определять систематическую принадлежность животных; объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; понимать взаимосвязи сложившиеся в природе и их значение для экологических систем; использовать меры для профилактики паразитических заболеваний; распознавать последовательность этапов цикла развития человеческой аскариды; объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.

Организация образовательной среды

Ресурсы

Демонстрации, лабораторные и практические работы

Технологии

Межпредметные и метапредметные связи

Формы работы

Информационный материал: УМК Биология.8 кл. Линейный курс. Сонин Н.И.

Интернет-ресурсы:http://www.fcior.edu.ru.

http://www.school-collection.edu.ru

Интерактивный материал: тест, компьютер, проектор, динамичные модели, инструктивная карта для учащихся.

Таблицы, слайды, динамичные модели циклов развития червей.

ИКТ, рефлексивные технологии, технологии проблемного обучения

Физика: диффузия

Химия: кислая и щелочная среда в кишечнике и желудке.

Фронтальная (Ф)

Парная (П)

Индивидуаль-ная (И)

Организация деятельности по достижению образовательных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

познавательные

регулятив-ные

коммуникативные

лично-стные

1

2

3

4

5

6

I. Вводная часть: организационный момент (1 минута)

1.Организует класс, проверяет готовность учащихся к уроку, приветствует их. (1мин)

Готовятся к уроку, успокаиваются, настраиваются на работу, приветствуют учителя

организовывать свою учебную деятельность

II. Основная часть: актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание, изучение нового материала, закрепление, первичный контроль и коррекция (31 минута)

1.Актуализирует требования к учащимся. Мотивирует их. Устанавливает тематические рамки урока (3 мин) (См. приложение1.)

Сегодня мы приступаем к изучению типа… Но какого? Вы сами с помощью подсказок предположите, о каких животных пойдет речь.

1. Среда обитания – организменная.

2. Тело нечленистое, цилиндрическое, веретенообразное.

3. Только один слой продольных мышц, поэтому тело изгибается.

4. Внутренние паразиты животных и человека.

5. Это животное трехслойное, симметрия билатеральная.

6. В поперечном разрезе круглое, отсюда название типа.

Тема урока: Особенности круглых червей. Жизненный цикл человеческой аскариды.

Каковы цель и задачи нашего урока?

(Демонстрация 2 слайда)

Самоопределяются, ставят цель и задачи урока, планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Ответ:1.Раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей;

2. рассмотреть особенности человеческой аскариды в связи с паразитическим образом жизни;

3. выяснить, какой вред наносит аскарида человеку и меры профилактики.

организовывать свою учебную деятельность; формулировать ответы на вопросы учителя

планировать свою деятельность под руководством учителя

владеть коммуникативными навыками

проявление ответственного отношения к обучению

2.Изучение нового материала (22мин)

Академик К.И.Скрябин говорил: «Должна быть такая паразитобоязнь, которая могла бы мобилизовать волю человека на неукоснительное соблюдение правил личной гигиены и проведение активных мер профилактики заболеваний, свойственных животным и человеку». Как вы это понимаете? (слайд 3)

1.Классификация круглых червей (См. приложение2)

Подцарство – Многоклеточные

Тип – Круглые черви

Класс – Нематоды

Виды – нитчатый червь, нематоды, ришта, трихинелла, аскариды, острицы, волосатик, киноринх, коловратка.

2.Внешнее строение – рис. в учебнике С.44 – 4-й абзац.

Форма тела –

Симметрия –

Покровы –

3.Внутреннее строение (рис с.48) (слайд 4)

(Работа в парах. Раздаются вопросы на которые учащиеся должны найти ответы в учебнике).

1.Первичная полость – полость тела не выстланная эпителием

2.Функции первичной полости: опорная, транспортная, выделительная.

3. Дыхательная и кровеносная системы нет.

4.Пищеварительная система и чем она отличается от плоских червей?

Рот – глотка – кишечник – анальное отверстие.

5.Чем представлена выделительная система?

Одноклеточные шейные железы.

6. Нервная система.

Окологлоточное нервное кольцо, 6 стволов лестничного типа.

7. Какие органы чувств развиты у круглых червей?

Развиты слабо. Органы осязания вокруг рта.

8. С помощью текста учебника и других источников литературы установите, что такое половой диморфизм. Приведите примеры.

Различие самки и самца по внешним признакам.

4. Жизненный цикл человеческой аскариды. Развитие аскариды – прямое. Почему называется прямым?

Работа по учебнику.

Учитель рассказывает по рисунку «Жизненный цикл человеческой аскариды» (Слайд 5)

Почва

1.Яйца с фекалиями попадают в почву.

2. В яйце развивается личинка первого возраста.

3. Влажная почва: температура 20-30°С (10–15 дней).

4. В яйце личинка второго возраста может сохраняться в почве в течение 7 лет.

5. Проглатывается.

Человек: 1. В двенадцатиперстной кишке вылупляется личинка; оболочка яйца растворяется при 37°С

2. Личинка: через слизистую оболочку кишечника→вены→печень→сердце →попадает в легкие.

3. Проникает через стенку альвеол в бронхи→ трахеи→вызывает воспалительные явления, сопровождающиеся кашлем.

5. С мокротой личинка попадает в ротовую полость и вторично проглатывается.

6. Проходит через пищевод

7. Попадает в тонкий кишечник, в течение 65 дней развивается во взрослую аскариду, которая живет 1–2 года. (Самка откладывает в год до 200 000 яиц.)

8. Яйца с фекалиями попадают в почву.

9. Цикл развития происходит без смены хозяина.

10. Заболевание – аскаридоз.

Слушают учителя, понимают, отвечают на вопрос. По ходу урока заполняют инструктивную карту.

1,2.Ученики находят информацию в учебнике: 1.форма тела – веретенообразная, не разделенная на членики; 2. двусторонняя симметрия; 3.покровы – кутикула, наружный скелет.

3.Работают с учебником, изучают внутреннее строение. Отвечают на вопросы.

4. Из яйца выходит животное, внешне похожее на взрослое животное

Составляют схему: Цикл развития аскариды.

работать с информацией; осваивать приемы исследовательской деятельности

составлять план работы с учебником

активно слушать одноклассников и понимать их позицию; находить ответы на вопросы, формулировать их

к обучению, формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни.

3. Закрепление изученного материала. (3мин)

Объясните взаимосвязь отсутствия у паразитических нематод дыхательной и кровеносной системы, наличия хорошо развитой половой системы и образа жизни?

Ответы: Тело покрыто плотной кутикулой, особое вещество, выделяемое клетками ее тела, защищает ее от переваривания соками хозяина. Большая плодовитость.

организовывать свою учебную деятельность;

выполнять задания в соответствии с поставленной целью

владеть коммуникативными навыками

4. Первичный контроль и коррекция (3мин) Вопрос учителя: Наносят ли аскариды вред человеку?

Ответ: Да. Истощают организм хозяина. Аскариды отравляют организм токсическими продуктами обмена.

Воздействуют механически: в большом количестве могут вызывать непроходимость или разрыв кишечника.

Слушают вопрос. Отвечают. Высказывают свои предположения.

формулировать ответы на вопросы учителя;

оценивать собственный опыт, свою работу, а также работу одноклассников

владеть коммуникативными навыками

III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (8 минут)

1.Подведение итогов (4 мин)

Зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса. Учитель: 1)Что нового вы узнали на уроке «Тип Круглые черви»?

2)Какие меры профилактики заболеваний, вызванных гельминтами?

1. Мыть руки перед едой.

2. Хорошо мыть овощи и фрукты.

3. Соблюдать технологию приготовления мяса и рыбы.

4. Не использовать неочищенную воду.

5. Систематические медицинские осмотры.

6. Борьба с переносчиками яиц – мухами.

Оценивают правильность выполненных действий, корректируют их. Выражают собственное мнение о работе и полученных результатов. Отвечают на вопрос учителя.

подводить итоги работы, обобщать выводы.

оценивать собственный опыт, свою работу, а также работу одноклассников;

владеть коммуникативными навыками,

Проявление ответственного отношения к обучению

2.Рефлексия (3 мин)

Организует рефлексию учебной деятельности на уроке, используя прием «Знаю – Хочу знать – Узнал».

Тест. Выберите признаки, характерные для типа Круглые черви: (слайд 6)

1. Тело плоское, иногда состоит из члеников (нет).

2. Лучевая симметрия тела (нет).

3. Тело круглое в поперечном сечении (да).

4. Трехслойные животные (да).

5. Двусторонняя симметрия (да).

6. Имеется анальное отверстие (да).

7. Тело плотное, упругое, покрытое кутикулой (да).

8. Органы чувств развиты слабо (да).

9. Раздельнополые (да).

10. Гермафродиты (нет)

Предлагает учащимся проверить задание, подсчитать количество баллов набранное на уроке и перевести их в оценку (слайд 7)

Ученики отвечают на вопросы:

подводить итоги работы, обобщать выводы

оценивать собственный опыт, свою работу, а также работу одноклассников

активно слушать одноклассников и понимать их позицию

3.Домашнее задание (1мин)

Учебник с. 44-49, вопрос 8

На основе информации текста и рисунка в учебнике составьте кроссворд «Развитие человеческой аскариды».

Благодарит учеников за урок.

Слушают, понимают, записывают домашнее задание.

Благодарят учителя за урок.

Приложение 1

Актуальность. В современное время каждому человеку надо знать о паразитах. Эта тема очень актуальна. Гельминты способны жить в нашем организме годами, даже десятилетиями, адаптировавшись к самым неблагоприятным условиям и не проявляя своего затаенного существования.

У детей: они вызывают задержку развития, анемию, ослабление умственных способностей, снижение успеваемости, истощение. У женщин и мужчин – упадок сил, воспаление надпочечников, мочевого пузыря, почек, нарушение психики. Поколение, идущее на смену инфицированным родителям, умирает на 10–15 лет раньше.

Если в семье заразился один человек, заразится вся семья! Мы с вами живем в такой среде, в которой приходится ежедневно общаться со множеством людей.

Если мы хотим спасти свой организм и свою семью от паразитов, необходимо знать своих внутренних врагов в лицо, знать их циклы развития и соблюдать правила гигиены для профилактики таких заболеваний

Приложение 2.

Инструктивная карта. Тема: Плоские черви.

1.Классификация

Подцарство –________________________

Тип – _____________________________

Класс – _____________________________

Виды – _____________________________

2. Внешнее строение

1. Форма тела -_____ ,_____ в поперечном сечении. Покровы _______. Симметрия ______.

3. Внутреннее строение. Полость _______, не выстланная эпителием, выполняет ______, ______ и_________ функции. Дыхательной и кровеносной систем ______.В пищеварительной системе есть _____ ,________, _______, ______. Выделительная система – _______ железы. Нервная система состоит из _________. Органы чувств ________. Половой диморфизм____________.

4 Схема жизненного цикла аскариды.

Взрослые черви в кишечнике → ______________ → _________→ рот →____________ → _________ → личинка в лёгких→ ____________ →____________→ Взрослый червь. Развитие аскариды _________.

5. Представители червей-паразитов и свободноживущих:

Название страны или материка.

Название червя.

6.Составьте памятку «Профилактика заболевания аскаридозом».

Источник: https://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-otkritogo-uroka-na-temu-osobennosti-kruglih-chervey-zhiznenniy-cikl-chelovecheskoy-askaridi-3704208.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.