Травматизм и его виды

Травматизм. Виды травматизма

Травматизм и его виды

Классификация травм.

Понятие о травме, причины .

II. Основная часть.

I. Введение.

II. Основная часть.

I. Введение.

1. Понятие о травме, причины.

2. Классификация травм.

3. Травматизм, виды травматизма.

4. Организация травматологической помощи.

5. Профилактика травматизма.

III. Заключение.

Травмыв структуре общей заболеваемости, летальности и среди причин инвалидности занимают третье место, среди причин временной нетрудоспособности – второе место. У мужчин травмы в два раза чаще, чем у женщин. 10 % травм нуждаются в госпитализации. В последние годы наблюдается рост смертности от травм.

Повреждением или травмой (от латинского «trauma») называется одномоментное, внезапное воздействие на организм внешних факторов, вызывающее в тканях или органах нарушения, сопровождающиеся развитием местной, а иногда и общей реакции организма.

Травматология– наука о травмах и их лечении.

Ортопедия– отрасль медицины, занимающаяся предупреждением, распознаванием, и лечением деформаций и повреждений опорно-двигательного аппарата человека.

Причины травм– внешние факторы:

-механические,

– термические,

– электрический ток,

– химические вещества,

– радиоактивное излучение.

Повреждения, вызванные приложением механической силы (падение, удар, давление), приводят к возникновению ушибов, переломов, вывихов. При воздействии физического фактора – высокой температуры -появляются ожоги, низкой температуры – отморожения. При попадании на ткани кислот и щелочей возникают химические ожоги.

По причине:

– механические

– электрические

– лучевые

– термические

– химические

По механизму возникновения: прямые и непрямые. При прямом повреждении изменения в тканях появляются на месте приложения повреждающей силы (например, перелом возникает на месте удара). При непрямой травме анатомические изменения в тканях возникают не на месте приложения силы, а вдали от места повреждения (например, при ударе по локтю или падении на кисть может произойти вывих плеча).

По локализации:

изолированные (монотравма) – поврежден один орган или сегмент ОДА;

множественные– несколько однотипных повреждений ОДА или органов;

сочетанные (политравма) – повреждение двух и более анатомических областей, например, переломы ОДА и повреждение внутренних органов; это наиболее тяжелые повреждения, часто сопровождаются травматическим шоком;

комбинированные – это травмы, полученные от воздействия различ­ных травмирующих агентов, например, перелом сочетается с ожогом, имеют тяжелое течение и высокую смертность.

По повреждению покровных тканей:

закрытые, без повреждения кожных покровов и слизистых;

открытые, с повреждением кожных покровов и слизистых, то есть имеется рана, риск инфицирования.

По глубине проникновения:

– поверхностные,

– подкожные,

проникающие, открытые травмы с повреждением пограничной оболочки полости ( твердая мозговая оболочка, плевра, брюшина, синовиальная оболочка сустава).

По длительности :

– острые,

– хронические.

Виды травм:

I. Открытая:

– раны,

– ожоги,

– отморожения,

– электротравма.

II. Вывихи.

III.Переломы.

IV.Закрытая:

А) Мягкие ткани:

– ушибы,

– растяжения,

– разрывы,

– СДС.

Б) Полостные повреждения:

– разрывы внутренних органов,

– сотрясение внутренних органов.

Травматизм– это совокупность травм на определенной территории (в стране, городе и т.д.) или среди определенного контингента за опреде­ленный отрезок времени.

Травматизм разделяют на производственный и непроизводственный.

Производственный – это травмы, полученные на рабочем месте, при исполнении служебных обязанностей, по дороге на работу и с работы. За производственную травму несет ответственность предприятие, организа­ция где она произошла.

Основная причина- несоблюдением правил техники безопасности.

Поэтому руководство предприятия, где была получена травма, может получить административные и материальные взыскания, в большинстве случаев предприятие полностью оплачивает расходы по лечению пострадавшего, выплачивает специальную пенсию и компенсацию расходов по лечению.

Если травма получена на государственном предприятии, пострадав­шему с первого дня выписывают листок нетрудоспособности со 100% оплатой.

В зависимости от рода деятельности, при которой была получена травма, выделяют сельскохозяйственный, промышленный, транспортный, воен­ный, бытовой и спортивный травматизм.

Транспортный – это травмы, происшедшие в результате дорожно-транспортных происшествий.

Бытовой – определяет травмы, полученные в бытовой обстановке -это несчастные случаи дома, в гараже, на даче, при ремонте помещения и т.д.

Спортивный – это травмы, возникшие при занятиях спортом, во вре­мя соревнований, при занятиях физкультурой.

Сельскохозяйственный – связан сельскохозяйственными работами.

Военный – травмы, полученные на войне, во время службы в армии.

Детский травматизм – особая группа. Он может быть уличный, бытовой, школьный, спортивный.

Источник: https://studopedia.su/6_17177_travmatizm-vidi-travmatizma.html

Травматизм и его виды: Совокупность травм у определенных групп населения, возникающих за

Травматизм и его виды

Совокупность травм у определенных групп населения, возникающих за ограниченный промежуток времени, называется травматизмом. Различают производственный травматизм, бытовой, спортивный, детский, дорожный и военный. Борьба с травматизмом является одной из основных задач органов здравоохранения и охраны труда.

Ушиб

Ушиб – это повреждение тканей или органов без нарушения целости кожи и слизистых. Механизм ушиба – действие тупого предмета на участок тела. Это может быть как падение, так и удар предметом.

Клиническая картина

Боль, кровоподтек, припухлость, нарушение функции ушибленного органа или области. При действии большой силы по касательной наблюдается обширная отслойка кожи.

При ушибе крупного нерва может развиться шок или паралич области, иннервируемой этим нервом, при ушибе сустава нарушается его функция; ушибы внутренних органов (мозг, печень, легкие, почки, сердце) могут привести к тяжелым нарушениям во всем организме и даже к смерти.

Неотложная помощь

Действия фельдшера при диагнозе ушиба (называется его локализация): прежде всего необходимо создать покой поврежденному органу. На область ушиба необходимо наложить давящую повязку, придать этой области возвышенное положение, что способствует прекращению дальнейшего кровоизлияния в мягкие ткани.

Для уменьшения боли и воспаления к месту ушиба прикладывается холод на 2-3 дня, затем – согревающие процедуры (УВЧ, соллюкс, сухое тепло, озокеритовые аппликации). При небольших ушибах мягких тканей, особенно конечностей, как правило, госпитализации не требуется, больной направляется в травмпункт.

При обширных ушибах груди, живота, суставов – госпитализация в травматологическое или хирургическое отделение для исключения переломов, вывихов, повреждений внутренних органов. При ушибах конечностей – введение раствора анальгина 50 %-ного – 2,0 мл внутримышечно либо баралгина 5,0-ного, но-шпы 2 %-ной – 1,0 мл (можно добавить димедрол 1 %-ный – 1,0 мл) внутримышечно.

При ушибах туловища обезболивающие лучше не вводить, чтобы не «смазывать» клинику повреждений внутренних органов. Растяжения и разрывы связок

Растяжения и разрывы связок возникают при резких движениях в суставе, превышающих его физиологический объем.

Клиническая картина

Характеризуются появлением резких болей, быстрым развитием отека в области травмы и значительным нарушением функции сустава.

Неотложная помощь

Первая помощь при растяжениях такая же, как при ушибах. Госпитализации в стационар, как правило, не требуется, больной направляется (транспортируется на машине) в травмпункт.

«Краш»-синдром

«Краш»-синдром – очень тяжелая травма, при которой происходит сдавление частей тела (чаще конечностей) с последующим развитием общих расстройств в организме. Такие повреждения возникают во время стихийных бедствий, аварий, обвалов, бомбардировок.

Сдавление сопровождается развитием шока, в последующем – отравлением организма продуктами распада сдавленных тканей, в частности миоглобином, который блокирует почечные канальцы, вызывая острую почечную недостаточность.

Такое состояние называют синдромом длительного сдавления («Краш»-синдром).

Неотложная помощь

Основной задачей при сдавлении является организация мер по немедленному извлечению пострадавшего из-под тяжести. Обкладывают поврежденные конечности пузырями со льдом или тканью, смоченной холодной водой.

Обязательна иммобилизация конечностей с помощью шин или других подручных средств (доска, палка).

Для профилактики шока вводятся наркотики внутривенно или внутримышечно: промедол 2 %- ный – 1-2 мл; омнопон – 1-2 мл, морфин 1 %-ный – 1-2 мл; дается обильное питье, если есть возможность, назначается инфузионная терапия: внутривенно – растворы полиглюкина – 400 мл или реополиглюкина – 400 мл; 5 %-ной глюкозы – 500 мл, витамины группы В, С, натрия гидрокарбонат 7,5 %-ный – 100 мл. Вообще подходят практически любые растворы для инфузии, главная цель при этом – предупреждение и начало лечения шока. Больной лежа немедленно госпитализируется в хирургический стационар.

Вывих

Вывих – это такое повреждение, при котором происходит смещение соприкасающихся суставных поверхностей, одной по отношению к другой.

Вывих может быть полным, когда суставные поверхности перестают соприкасаться друг с другом, и неполным (подвывих), когда между суставными поверхностями имеется частичное соприкосновение.

Возникают вывихи в основном под действием непрямой травмы, например, вывих бедра возможен при падении на согнутую ногу с одновременным поворотом ноги внутрь, вывих плеча – при падении на вытянутую руку.

Клиническая картина

Симптомами вывиха являются боль в конечности, преимущественно в суставе, резкая деформация в области сустава (как бы «западение» его), отсутствие активных и невозможность пассивных движений в суставе, при попытке (осторожной!) пассивного движения в суставе он как бы «пружинит». Конечность фиксируется в неестественном положении, длина ее изменяется, чаще бывает укорочение.

Неотложная помощь

Помощь фельдшера: для уменьшения болей – холод на область вывиха, внутримышечное введение анальгетиков, при сильных болях и вывихах крупных суставов (плечевой, бедренный) – наркотические препараты. Иммобилизация конечности производится в том положении, которое она приняла после травмы.

Верхнюю конечность подвешивают на косынке, нижнюю фиксируют шиной или подручным материалом. Не следует пытаться вправить вывих, так как иногда трудно установить, вывих это или перелом, тем более что вывихи часто с ними сочетаются.

Вправление вывиха – врачебная процедура, поэтому пострадавшего транспортируют в стационар (отделение травматологии) сидя или лежа, в зависимости от локализации вывиха.

Переломы костей

Нарушение целости кости, вызванное насилием или патологическим процессом (опухоль, воспаление и др.), называется переломом.

Основные осложнения переломов

Повреждение острыми концами отломков крупных сосудов, что ведет к развитию либо наружного кровотечения при открытом переломе, либо внутрисуставного кровоизлияния (при закрытых переломах) с развитием гемартроза (кровь в суставе).

Травма нервных стволов осколком кости, что может вызвать шок или паралич.

Инфицирование перелома и развитие флегмоны, остеомиелита или сепсиса.

Повреждение жизненно важных органов (мозг, печень, легкие, селезенка и т. д.).

Классификация переломов

Травматические и патологические.

По состоянию кожи и слизистых в месте перелома – на открытые и закрытые; со смещением отломков и без смещения (по ширине, под углом, по длине и т. д.).

По локализации – на эпифизарные, метафизарные и диафизарные.

По особенности линии перелома – на поперечные, косые, винтообразные, оскольчатые, вколоченные.

Первичные и вторичные.

Клиническая картина

Для перелома характерны резкая боль, усиливающаяся при любом движении и нагрузке на конечность, изменение положения и формы конечности, нарушение ее функции, отек в месте перелома, укорочение конечности, патологическая (ненормальная) подвижность кости.

При пальпации области перелома – резкая боль, нередко костная крепитация (хруст сломанных костей).

Проводить пальпацию конечности следует очень осторожно, двумя руками, стараясь не причинить лишней боли и особенно не вызвать осложнений (повреждение отломками сосудов, мышц, кожи, нервов).

При открытом переломе в ране видны отломки костей, нередко один или несколько ИХ выступает наружу. В этом случае проводить пальпацию запрещается.

Правильная и своевременная первая помощь является одним из важнейших моментов в лечении переломов.

Неотложная помощь

Основные мероприятия первой помощи при переломах костей

Создание неподвижности костей в области перелома – иммобилизация.

Проведение мер, направленных на борьбу с шоком или на его предупреждение.

Организация быстрейшей доставки пострадавшего в лечебное учреждение.

Иммобилизация конечности при переломе уменьшает боль и является одним из главных моментов в предупреждении шока, смещении отломков, ранении сосудов, нервов, МЫТИЩ Иммобилизация достигается наложением стандартных шин (Крамера, Дитрихса, Аболиной) или с помощью импровизированных шин из подручных материалов (доски, лыжи, палки, картон, ружье, прутья и т. д.).

Наложение ншны следует производить непосредственно на месте происшествия и только после этого транспортировать больного. Какие-либо исправления, сопоставления отломков проводить не рекомендуется. Переносить больного нужно осторожно, конечность и туловище следует поднимать одновременно, все время удерживая на одном уровне.

При открытом переломе перед иммобилизацией кожу вокруг раны необходимо обработать спиртовым раствором йода или другими антисептиками и наложить асептическую повязку.

Для прочной иммобилизации конечностей необходимо иметь не менее двух шин, которые прикладывают к конечностям с двух сторон. При отсутствии шин и подсобного материала иммобилизацию следует произвести прибинтовыванием поврежденной конечности к здоровой части тела: верхней конечности – к туловищу при помощи бинта или косынки, нижней – к здоровой ноге.

Правила при проведении транспортной иммобилизации

Шины должны быть надежно закреплены и хорошо фиксировать область перелома. Шину нельзя накладывать непосредственно на обнаженную конечность; шину, конечность надо обложить ватой, обмотать бинтом.

Обязательна фиксация шиной двух суставов: выше и ниже перелома, а при переломах бедра следует фиксировать все суставы нижней конечности.

При тяжелых, осложненных переломах необходимо обезболить пострадавшего внутривенным введением растворов промедола (2 %-ным – 1-2 мл); морфина (1 %-ным – 1- 2 мл в растворе глюкозы 40 %-ной – 10 мл) или изотонического раствора натрия хлорида (0,9 %-ным – 10 мл).

При простых переломах можно ограничиться внутримышечным введением растворов анальгина с димедролом. Если нет повреждений органов брюшной полости, то следует давать обильное питье.

При тяжелых переломах назначают внутривенно полиглюкин 400 мл или реополиглюкин 400,0, что является началом лечения развивающегося травматического шока.

Транспортировка при переломах костей нижних конечностей, таза, позвоночника – лежа; верхних конечностей – сидя, либо в стационар с травматологическим отделением, либо в травмпункт.

Источник: https://xn--80ahc0abogjs.com/terapiya-anesteziologiya-intensivnaya/travmatizm-ego-vidyi-60422.html

Травматизм и его виды — студопедия

Травматизм и его виды

ТРАВМАТИЗМ – это совокупность повреждений, возникающих у определенных групп населения при сходных обстоятельствах трудовой и непроизводительной деятельности.

К л а с с и ф и к а ц и я т р а в м а т и з м а:

* П Р О И З В О Д С Т В Е Н Н Ы Й:

– п р о м ы ш л е н н ы й;

– с е л ь с к о х о з я й с т в е н н ы й.

* Н Е П Р О И З В О Д С Т В Е Н Н Ы Й:

– с п о р т и в н ы й;

– б ы т о в о й.

* Т Р А Н С П О Р Т Н Ы Й:

– н а з е м н ы й:

= колесный:

* рельсовый: железнодорожный, трамваи и пр.;

* нерельсовый: автомобили, мотоциклы, тракторы на колесном ходу.

* неколесный: – гусеничный: танки, трактора на гусеничном ходу.

* негусеничный: лифты, эскалаторы и др.

– п о д з е м н ы й (в шахтах, тоннелях, метро):

Повреждения в подземных условиях возникают такие же, как и у наземного транспорта, однако ОГРАНИЧЕННЫЙ ОБЪЕМ, в которых эксплуатируются транспортные средства, и отличающиеся производственные режимы их использования обуславливают специфику повреждений и определяют особенности методики судебно-медицинской экспертизы.

– а в и а ц и о н н ы й – травматизм на воздушном транспорте.

– в о д н ы й – водно-транспортный травматизм.

* В О Е Н Н Ы Й:

– в м и р н о е время;

– в в о е н н о е время:

– б о е в о й;

– н е б о е в о й.

Судебным медикам приходится иметь дело с такими видами травм, по поводу которых возбуждаются уголовные дела и назначаются судебно-медицинския экспертизы. В последнее время отмечается тенденция к значительному росту производственного травматизма, в основном механических повреждений.

Увеличилось число техногенных аварий и катастроф (к примеру, Чернобыль (26.04.86г.), многочисленные авиационные и железнодорожные катастрофы, взрывы метана и угольной пыли на шахтах) с гибелью большого количества людей. Чернобыль на сегодняшний день – это 10 млн. людей, пострадавших от катастрофы, около 130 тыс.

человек, погибших от радиации, 80 тыс. кв. км плодородной земли заражено продуктами полураспада.

Современный травматизм характеризуется комбинированностью повреждающих факторов (например, повреждения тупыми предметами в комбинации с действием высокой температуры, отравляющим действием окиси углерода и токсических продуктов горения).

Повреждения, полученные во время работы НА ТЕРРИТОРИИ промышленных или сельскохозяйственных организаций (предприятий), а также при выполнении трудовых обязанностей ВНЕ ТЕРРИТОРИИ своих организаций (предприятий), либо полученные ПО ПУТИ следования с работы или на работу транспортом предприятия (организации), относятся к ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ травматизму. Основная цель судебно-медицинских исследований при этом виде травматизма состоит в объективном экспертном определении (т.е. независимо от известных обстоятельств) свойств повреждающего фактора и механизма его травматического воздействия. Эксперт в подобных случаях должен изучить условия производства, чтобы сформулировать суждение о возможности

возникновения всех обнаруженных при экспертизе повреждений при обстоятельствах, установленных в ходе расследования.

Спектр повреждений в условиях промышленных предприятий (особенно при нарушении правил техники безопасности и технологической дисциплины) многообразен: механические повреждения, электротравма, отравления, баротравма, действие лучистой энергии и биологических факторов, ожоговая травма, отморожение и общее переохлаждение организма и т.д.

В условиях сельскохозяйственного производства также наиболее часто встречаются механические повреждения, которые являются результатом транспортных происшествий и контакта с движущимися частями работающих с/хозяйственных агрегатов и машин. При этом в повреждениях находят отображения части и детали их механизмов (гусеничных траков, лемехов, зубьев бороны, деталей трансмиссий, вальцов и ножей кормоприготовительных машин и др.).

Повреждения, возникшие в бытовых условиях, при занятии спортом, при эксплуатации личного автотранспорта, относят к НЕПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ТРАВМАТИЗМУ.

БЫТОВОЙ травматизм всегда представлен многообразием повреждений, возникающих в процессе домашних работ (приготовление пищи на кухне, при ремонте квартир, электрооборудования, домашней бытовой техники), а также в ходе семейных и иных бытовых конфликтов. При этом наносятся механические повреждения, термическая травма, электротравма и др. Сюда отнесена и автотравма.

СПОРТИВНЫЙ травматизм классифицируют по видам спорта. Смертельные случаи при спортивном травматизме редки, однако последствия

некоторых травм (при занятии спортивной гимнастикой, легкой и тяжелой атлетикой, конным спортом, фехтованием, прыжками в воду, некоторыми видами единоборств /боксом, самбо, борьбой типа кикусинкай и др.

/, техническими видами спорта – авто, мото, авиационным, водно-моторным, парашютным, зимними видами спорта – хоккеем, горнолыжным и конькобежным спортом), бывают очень тяжелые и приводят к глубокой инвалидности.

При занятии спортом у ослабленных или нетренированных людей при неадекватных высоких физических нагрузках может возникнуть острая сердечно-сосудистая недостаточность и наступить смерть. Отдельно следует упомянуть случаи употребления спортсменами стимулирующих фармакологических препаратов.

Последствиями этого могут быть резкое падение артериального давления и смертельный исход.

Судебно-медицинский эксперт должен быть ознакомлен с основными правилами и приемами конкретного вида спорта, выяснить, выполнял ли погибший спортсмен или его соперник эти правила, каковы были их реальные действия в момент травмы, были ли обеспечены правила спортивной безопасности, соблюдались ли правила медицинского контроля за здоровьем спортсменов при подготовки и проведении соревнований. Кроме тщательного судебно-медицинского исследования трупа и гистологического исследования внутренних органов (сердца, головного мозга, надпочечников, вилочковой железы), обязательным является и судебно-химическое исследование крови, мочи и внутренних органов на алкоголь, наличие фармакологических средств стимулирования.

ТРАНСПОРТНЫЙ ТРАВМАТИЗМА (травматизм на транспорте) возникает в связи с эксплуатацией транспортной техники у водителей, пассажиров и пешеходов. Этот вид травматизма считается наиболее изученным в судебно-медицинской экспертной практике, особенно автомобильная, мотоциклетная, железнодорожная и авиационная травмы.

Совокупность повреждений, возникающих у военнослужащих в мирное и военное время – ВОЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ. Это травматизм при боевой подготовке, обслуживании боевой техники, транспортных перевозках, занятиях физкультурой и спортом, хозяйственных работах, бытовых ситуациях.

Основными причинами военного травматизма являются: нарушения правил техники безопасности и технологической дисциплины, личная небрежность, самонадеянность или недисциплинированность пострадавшего. В военное время различают боевой и не боевой травматизм. Боевой – повреждения, возникающие в ходе боевых действий от повреждающих факторов боевого оружия (орудия).

Это и огнестрельная травма, взрывная травма, термические поражения и др. Боевая травма в военное время – предмет изучения патологической анатомии. Не боевой травматизм – повреждения, возникающие в период между военными действиями (на тактических учениях, при обслуживании боевой техники и оружия, выполнении инженерных и саперных работ.

Эти повреждения изучают и оценивают судебно-медицинские эксперты при проведении экспертизы. К не боевым повреждениям относят различные виды самоповреждения.

Источник: https://studopedia.ru/3_51131_travmatizm-i-ego-vidi.html

Травматизм. Виды. Причины. Меры предупреждения

Травматизм и его виды

Ежегодно в Республике Беларусь травмируется около 800 000 человек. Травматизм является важной социально-экономической проблемой в связи с высокими показателями распространенности и тяжестью его медико-социальных последствий (инвалидность и смертность).

В структуре травматизма преобладают бытовые травмы – 76,7%, второе место занимают уличные травмы – 14,7%,  спортивная травма – 1,1%,  дорожно-транспортная травма – 1,3%, производственная травма – 1,0%, прочие травмы – 6,2%. 

Травмы у детей составляют – 16,5% от общего числа травм в республике. Структура детского травматизма несколько отличается  от структуры взрослого:  бытовые травмы составляют 59,3%, уличные – 21,0%, школьные – 7,9%, спортивные – 6,4%, транспортные – 0,6%, прочие – 4,8%.

Травматизм – это совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени.

Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин – 30-59 лет, причем во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин.

Среди всех причин первичной инвалидности и смертности травмы занимают третье место, а у лиц трудоспособного возраста травмы занимают первое место среди причин смерти. Травматизм – часть общей заболеваемости населения.

В нашей стране травмы подразделяют на:

1. Производственные:

  •  промышленные;
  •  сельскохозяйственные;
  •  строительные;
  •  на транспорте;

2. Непроизводственные:

  •  бытовые;
  •  уличные;
  •  дорожно-транспортные;
  •  спортивные;
  •  школьные;
  •  детские и пр.

 Производственная травма – травма, полученная работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда.

 Причины производственных травм разделяются на:

 1. Организационные:

  •  недостатки в организации и содержании рабочего места;
  •  применение неправильных приемов работы, недостаточный надзор за работой, за соблюдением правил техники безопасности;
  •  допуск к работе неподготовленных рабочих;
  •  плохая организация трудового процесса, отсутствие или неисправность индивидуальных защитных приспособлений.

 2. Санитарно-гигиенические:

  •  отсутствие специальной одежды и обуви или их дефекты;
  •  неправильное освещение рабочих мест;
  •  чрезмерно высокая или низкая температура воздуха в рабочих помещениях;
  •  производственная пыль, недостаточная вентиляция, захламленность и загрязненность производственной территории.

 3. Личного характера:

  •  заболевание или утомление рабочего;
  •  недостаточная квалификация;
  •  неудовлетворительные бытовые условия;
  •  алкогольное опьянение.

Меры предупреждения производственного травматизма сводятся к устранению непосредственных или способствующих причин его возникновения:

  •  максимальная механизация и автоматизация технологических процессов, направленных на ликвидацию ручных операций сокращение до минимума перекрещивающихся грузопотоков, ручной переноски изделий, подъем грузов и т.д.;
  •  для складирования изделий и полуфабрикатов, а также запасных частей и оборудования следует отводить специальные безопасные места, чтобы не загромождать ими рабочие площади, проходы;
  •  технологическое оборудование и инструменты должны полностью соответствовать своему назначению и всегда находиться в исправном состоянии;
  •  движущиеся и вращающиеся детали машин и агрегатов, а также места возможного соприкосновения с горячими поверхностями, едкими жидкостями и другими веществами должны быть ограждены. Необходимо строго следить за установкой этих ограждений после ремонта, смазки или замены оборудования;
  •  все электрооборудование в цехах обязательно заземляется, причем состояние заземления периодически контролируется и в случае выявления его нарушения – исправляется. Места открытых контактов ограждаются защитными щитками или кожухами;
  •  состояние подъемно-транспортного оборудования, а также аппаратов, находящихся под давлением, подлежит периодическому контролю.
  •  хорошее освещение, поддержание чистоты и порядка на рабочем месте и в цехе в целом также способствуют сокращению травматизма.

 Для того чтобы исключить производственный травматизм, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, рабочие должны обеспечиваться исправными средствами индивидуальной защиты и спецодеждой.

Для оказания первой медицинской помощи должны быть в наличии аптечки с пополняемым набором медикаментов, перевязочного материала, шин и др. Все вновь принимаемые на работу лица проходят периодический медицинский осмотр и обязательный инструктаж по технике безопасности.

Пополнение знаний в этой области и их проверка должны носить постоянный характер.

Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего – в доме, квартире, во дворе и т.д.

К ним относят несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего – в доме, квартире, во дворе, личном гараже и т. д. Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к снижению.

Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы – приготовление пищи, уборка и ремонт помещений и т. д. Среди травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть.

Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе, в квартире и т. д. Реже повреждения получают в различных бытовых эксцессах. В их возникновении значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни.

Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18-25 лет они возникают в 4-5 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.

Профилактика бытовых травм включает:

  •  улучшение условий быта;
  •  расширение коммунальных услуг населению;
  •  рациональную организацию досуга; проведение разнообразных культурно-массовых мероприятий;
  •  широкую антиалкогольную пропаганду;
  •  целенаправленную работу по созданию здорового быта;
  •  организацию при жилищных конторах специальных комиссий по борьбе с бытовым травматизмом;
  •  широкое привлечение общественности.

 Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход).

Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин.

Каждый год на дорогах гибнет около 40 тысяч человек и еще около 300 тысяч получают травмы и нередко становятся инвалидами.

Основной причиной гибели и травм людей на дорогах специалисты признают халатное отношение соблюдению правил дорожного движения:

  •  превышение скорости;
  •  проезд на красный цвет;
  •  вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;
  •  непристегнутый ремень безопасности;
  •  переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т.д.

Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается летом и в первые месяцы осени. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее.

В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта.

В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом.

Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями – одна из наиболее острых проблем современности.

В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий; совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.

В структуре травматизма второе место занимают уличные травмы и составляют около 17%. К уличным относятся травмы, полученные пострадавшими вне производственной деятельности на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств).

Они связаны с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число значительно увеличивается в осенне-зимний период. Выявляется зависимость данного вида травматизма от времени суток. При падении людей на улицах переломы костей встречаются в 68-70% случаев, ушибы и растяжения в 20-22%, ранения мягких тканей в 4-6%. Главным образом повреждаются конечности (83-85%).

Одной из причин, способствующей получению уличной травмы, является гололедица.

Причинами уличного травматизма являются:

  •  плохая организация уличного движения;
  •  узкие улицы с интенсивным движением, недостаточная освещенность и сигнализация;
  •  нарушение пешеходами правил уличного движения; неисправное состояние уличных покрытий, гололед и т.п.ъ

Профилактика травматизма при пешеходном движении предусматривает:

  •  рациональное планирование и благоустройство улиц и мостовых, надлежащий уход за ними (применение песка во время гололеда, заделка рытвин и т. д.), освещение улиц и площадей, ограждение строящихся и ремонтируемых зданий;
  •  рациональную организацию и регулирование уличного движения, строгий контроль за соблюдением правил уличного движения;
  •  обеспечение хорошего технического состояния уличного транспорта, его безопасность (исправность автоматических дверей в автобусах и трамваях и т. п.);
  •  надзор за детьми и их досугом;
  •  широкую воспитательную и разъяснительную работу с населением (печать, радио, телевидение, кино, лекции, доклады и др.).

Будьте внимательны и осторожны во время гололеда!

Во избежание опасности:

  •  внимательно смотрите под ноги;
  •  ступайте не широко, шагайте медленно;
  •  наступайте на всю подошву, но не на носок, не на стопу;
  •  сторонитесь неочищенных улиц и обходите скользкие места;
  •  ходите там, где тротуары посыпаны песком;
  •  прикрепите к подошве обуви полоску наждачной бумаги или обычного лейкопластыря;
  •  лучше пользоваться обувью с рифленой подошвой;
  •  девушкам на время гололеда стоит забыть о высоких, тонких каблуках. ъ

Если на улице Вы все-таки поскользнулись, упали и чувствуете острую боль в конечности, важно оценить свое состояние.

Главные признаки перелома или вывиха:

  •  резкая боль;
  •  нарастающий отек;
  •  укорочение поврежденной конечности и невозможность ею нормально двигать.

Сотрясение мозга проявляется:

  •  потерей сознания (иногда буквально на несколько мгновений);
  •  тошнотой;
  •  головной болью.

Постарайтесь во что бы то ни стало привлечь внимание прохожих, попросить помощи. Они должны вызвать скорую помощь или помочь добраться до  ближайшего  травмпункта.

Обращение в травматологический пункт или «скорую» является обязательным завершением печального случая. Обойтись без помощи врача можно только в случае легкого ушиба: просто приложите к больному месту что-нибудь холодное, это уменьшит отек и боль, и обработайте его мазью или гелем, рассасывающим синяки. Греть больное место нельзя, эффект будет прямо противоположным.

Одной из важных мер по профилактике уличного травматизма является борьба с бытовым пьянством, поскольку уличные травмы часто получают лица в состоянии алкогольного опьянения.

Внимание и осторожность являются основными средствами для профилактики травматизма. Помните, лучшая профилактика травм – это осторожность и осмотрительность!

Предупредить травму гораздо проще, чем обеспечить восстановление своего здоровья.

Успешное решение проблемы по снижению травматизма и смертности от внешних причин возможно только при условии совместных действий государственных структур на межведомственном уровне, поддержке проводимых мероприятий (по формированию здорового и безопасного образа жизни) общественными организациями и, очень важно, широкими массами населения.

Источник: https://www.27gp.by/informatsiya/sovety-dlya-patsientov/598-travmatizm-vidy-prichiny-mery-preduprezhdeniya

Травматизм и его виды

Травматизм и его виды

Травматизмом называют совокупность повреждений, которые возникают у определенных контингентов населения при сходных обстоятельствах трудовой и непроизводственной деятельности. Виды травматизма:

¨ Производственный:

– промышленный,

– сельскохозяйственный.

¨ Непроизводственный:

– спортивный,

– бытовой.

¨ Военный.

К производственному травматизму относят повреждения, полученные, во-первых, на территории промышленной или сельскохозяйственной организации, и, во-вторых, рабочими и служащими, либо выполняющими производственные задания вне территории организации, либо доставляемыми на работу или с работы транспортом организации. Очевидно, что обстоятельства и механизм образования повреждений, отнесенных ко второй группе, не будут отличаться какими-либо особенностями. В то же время морфологическое многообразие первой группы в основном будет определяться условиями производства и характером работы, выполняемой в момент получения травмы.

Основная цель судебно-медицинских исследований при расследовании случаев производственного травматизма:

¨ определить объективно (независимо от известных обстоятельств) свойства повреждающего фактора и механизм его действия;

¨ изучив условия производства, принципы, порядок и особенности работы пострадавшего на конкретной машине или механизме, сформулировать суждение о возможном возникновении всех обнаруженных повреждений при обстоятельствах, установленных в ходе расследования.

Общая методика судебно-медицинских исследований при расследовании случаев производственного травматизма показана на схеме .

В условиях промышленных предприятий могут быть получены: механические повреждения, ожоговая травма, отморожение и общее переохлаждение организма, электротравма, баротравма, отравления, повреждения от действия биологических факторов и лучистой энергии.

Основную долю в промышленном травматизме составляют механические повреждения. При всем разнообразии обстоятельств возникновения их группируют следующим образом:

¨ обвалы, обрушения, падение и отбрасывание различных предметов;

¨ попадание в работающие машины и механизмы;

¨ воздействие внутрипроизводственных транспортных средств;

¨ падение с высоты и на плоскости;

¨ выстрелы из строительно-монтажных огнестрельных устройств;

¨ взрывы котлов, баллонов со сжатым газом, взрывоопасных и взрывчатых вещества.

Повреждения могут иметь морфологические особенности, характерные для производственных травм: множественные грубые повреждения при падении с высоты вместе с обрушившимися конструкциями и предметами; отсутствие или малозначительность повреждений при отдельных фазах автомобильной травмы из-за малой скорости транспортного средства; множественные наружные повреждения, связанные с ограниченным объемом производственной зоны (шахты, горные выработки и др.); комбинированные травмы; повреждения от выстрелов из строительно-монтажных огнестрельных устройств и др.

В условиях сельскохозяйственного производства наиболее часто встречается механическая травма, которая является результатом транспортных происшествий (повреждения колесными и гусеничными тракторами, их прицепами, другой транспортной техникой), контакта с движущимися деталями работающих сельскохозяйственных машин (соломорезок, кормодробилок, трансмиссий специальной техники, плугов, культиваторов, других почвообрабатывающих машин и орудий). В целом ряде случаев в повреждениях отражаются конструктивные особенности причинивших их частей и деталей: гусеничных траков, лемехов, выступов специальных рам, зубьев бороны, вальцев и ножей кормоприготовительных машин, деталей трансмиссий и др.

К непроизводственному травматизму следует относить повреждения, полученные в бытовых условиях, при занятиях спортом и происшествиях, связанных с эксплуатацией личного транспорта.

Бытовой травматизм охватывает широкий круг травм, возникающих при самых разнообразных видах домашних работ (от кулинарных до строительных), конфликтных ситуациях в быту между отдельными гражданами. Систематизируют бытовые травмы в зависимости от вида повреждающего воздействия: механические повреждения, термические травмы, электротравмы и др.

Спортивный травматизм классифицируется по видам спорта. Хотя случаи смертельного спортивного травматизма относительно редки, они возникают при занятиях почти всеми видами спорта: гимнастикой, легкой и тяжелой атлетикой, прыжками в воду, различными видами единоборств (бокс, самбо, дзю-до и др.

), фехтованием, конным спортом, техническими видами спорта (автомобильным, мотоциклетным, водномоторным, авиационным, парашютным и др.), зимними видами (хоккеем, горнолыжным и конькобежным спортом) и многими другими.

Многообразие действующих повреждающих факторов определяет большой полиморфизм спортивных повреждений.

Во время занятий спортом у детренированных или ослабленных людей при неадекватно высоких нагрузках может наступить внезапная смерть от острой сердечно-сосудистой недостаточности.

Отдельные спортсмены в период ответственных соревнований принимают стимулирующие фармакологические средства, запрещенные международными и отечественными спортивными правилами.

Повышенная затрата энергии, к которой приводит прием допинга, влечет в последующем быстро развивающуюся общую слабость. Последствиями могут быть резкое падение артериального давления и смертельный исход.

При судебно-медицинской оценке спортивных травм очень важно тщательно изучить правила и приемы конкретного вида спорта, выяснить, следовал ли погибший спортсмен или его соперник этим правилам, каковы были реальные действия пострадавшего и его соперника в момент травмы, были ли обеспечены необходимые средства и условия спортивной безопасности, соблюдались ли правила медицинского контроля за состоянием здоровья спортсмена при подготовке и проведении соревнования. Помимо тщательного всестороннего секционного исследования трупа и гистологического исследования внутренних органов (в первую очередь сердца, головного мозга, надпочечников, вилочковой железы) обязательным является судебно-химическое исследование крови, мочи и внутренних органов.

Под военным травматизмом понимают совокупность повреждений, возникающих у военнослужащих в мирное и военное время.

В мирное время различают травматизм при боевой подготовке, обслуживании боевой техники, транспортных перевозках, занятиях физкультурой и спортом, хозяйственных работах, бытовых ситуациях. Повреждения, которые возникают при последних трех разновидностях, не отличаются какими-либо особенностями в различных видах и родах войск.

Своеобразие военного транспортного травматизма зависит от вида транспортных средств. Различают автомобильный, железнодорожный, танковый, авиационный, воднотранспортный и другие виды транспортного травматизма. Травматизм при нарушении правил эксплуатации техники отражает специфику военной службы в мотострелковых, танковых, артиллерийских, парашютно-десантных и других войсках.

В ходе судебно-медицинского исследования удается установить свойства повреждающих предметов и особенности механизма их образования. Сопоставление результатов экспертизы и обстоятельств происшествия позволяет определить причину возникновения травмы.

Основные причины травматизма: нарушение правил техники безопасности, недостатки в организации занятий и работ, отсутствие или недостатки инструктажа, личная небрежность, самонадеянность или недисциплинированность пострадавшего.

В военное время различают боевой и небоевой травматизм. Боевой травматизм – повреждения, возникающие в период боевых действий от повреждающего действия различных видов боевого орудия.

К ним относятся: огнестрельные повреждения, взрывная травма, термические ожоги, поражение боевыми отравляющими веществами и др. Боевая травма – предмет изучения патологической анатомии.

Небоевой травматизм охватывает повреждения, возникающие в межбоевой период во время тактических и тактико-специальных занятий и других видов боевой подготовки, при обслуживании боевой техники, выполнении инженерных, саперно-технических, строительных, хозяйственных и других работ. Повреждения, полученные в небоевых условиях, изучают и оценивают в процессе судебно-медицинской экспертизы. К небоевым травмам относят различного рода самоповреждения.

В судебно-медицинской практике чаще всего приходится сталкиваться со случаями травматизма на транспорте.

В связи с эксплуатацией транспортной техники представители определенных групп населения при сходных обстоятельствах получают сходные по характеру травмы. Совокупность этих повреждений называют транспортным травматизмом. В зависимости от видов транспортных средств они систематизируются следующим образом: наземный, подземный, воздушный и водный травматизм (схема ).

При проведении судебно-медицинской экспертизы исследуют и оценивают повреждения. Эксперты не касаются выяснения причин транспортных происшествий, профилактических вопросов и пр. Поэтому в судебной медицине синонимом транспортного травматизма является транспортная травма.

Повреждения, полученные в условиях транспортных происшествий, отличаются большим морфологическим разнообразием. Нередко их вызывают разнообразные повреждающие факторы (механические, термические, химические).

Поэтому целесообразно рассматривать транспортную травму в самостоятельной рубрике.

Наибольшим разнообразием отличается травматизм на наземном транспорте. Это связано в первую очередь с разнообразием видов транспортных средств, которые сводятся в две большие группы: колесный и неколесный. К колесному транспорту относят рельсовый (поезда, трамваи и др.) и нерельсовый (автомобили, мотоциклы, тракторы на колесном ходу и др.).

Неколесный подразделяют на гусеничный (танки, тракторы на гусеничном ходу и др.) и негусеничный (лифты, эскалаторы и др.). В подземных условиях (в шахтах, тоннелях, метро и др.) травма причиняется почти всеми основными видами наземного транспорта.

Однако ограниченные объемы, в которых эксплуатируются транспортные средства, и отличающиеся производственные режимы их использования обусловливают специфику повреждений, причиняемых человеку, определяют особенности методики судебно-медицинской экспертизы. Их выделяют в самостоятельную группу подземного транспортного травматизма.

Травматизм на воздушном транспорте называют авиационной травмой, а на водном – воднотранспортной травмой.

Наиболее изучены в судебно-медицинском отношении автомобильная, мотоциклетная, железнодорожная и авиационная травмы.

Глава 22

Дата добавления: 2018-11-25; просмотров: 2193; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-55853.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.